«БЕСЕДА-2013»: реинкарнация рынка фиксированного беспроводного доступа.![]() Активное развертывание сетей 3G и 4G привело к росту рынка фиксированного широкополосного беспроводного доступа (ШБД). Как и почему изменилась его структура, рассказал CNews руководитель направления беспроводных технологий CompTek Станислав Рыбалко накануне конференции «БЕСЕДА». Напомним, что «БЕСЕДА» («беспроводные сети данных») – старейшая российская отраслевая конференция, посвященная фиксированному беспроводному доступу. CNews: Какие тенденции характерны сегодня для рынка ШБД? Какова его конъюнктура?Станислав Рыбалко: Рынок фиксированного ШБД – как мировой, так и российский – после значительного спада переживает возрождение, можно даже сказать реинкарнацию, ставшую результатом глобальных структурных изменений, затронувших весь рынок: и конъюнктуру спроса, и стратегии продаж и маркетинга, и позиционирование продуктов, которые появились в результате развития (т.е. опять же в некотором роде – изменений) технологий.
Изначально фиксированные системы ШБД были ориентированы на получение гарантированных сервисов высокоскоростного доступа, их главной технологической тенденцией считалось наращивание скорости передачи (следовательно, количества доступных сервисов), а также повышение надежности связи. Эти проблемы к настоящему времени практически решены. Но подобные системы (как базовые станции, так и абонентское оборудование) весьма не дешевы, а потому использовались главным образом корпоративным сегментом рынка. Начавшаяся всеобщая мобилизация в период, когда сети 3G переживали пору юношества, породила технологии Mobile WiMAX, дав новый шанс производителям инфраструктурного оборудования ШБД. Однако в дальнейшем условия сложились так (не последнюю роль, возможно, здесь сыграл корпоративный сговор мировых производителей и операторов мобильной связи), что Mobile WiMAX была отодвинута на второй, а позже, с постепенным насыщением рынка гаджетами, на еще более дальний план – ей на смену пришла технология LTE. Это, наряду с активным распространением проводных технологий широкополосного доступа, привело к массовому уходу с рынка ШБД основных производителей оборудования и «усыханию» традиционного для этой технологии бизнес-сегмента. Конечно, спорадический доступ с помощью гаджетов во всей зоне обслуживания мобильных сетей 3G/4G привлекателен, но тарифы на передачу больших данных весьма высоки, а пропускная способность сетей 3G/4G не превышает единиц Мбит/c. Кроме того, огромные объемы данных, которые желали бы гарантированно прокачивать пользователи смартфонов и планшетов, требовали большей производительности канала, чем могут обеспечить технологии HSDPA, HSPA+ и LTE, и более частого размещения базовых станций стоимостью десятки тысяч долларов (а для покрытия города нужны тысячи штук!). Тогда мобильные операторы и вспомнили о технологиях фиксированного доступа и даже о Wi-Fi, позволяющих разгрузить сеть, быстро развернув зону обслуживания, и обеспечить передачу трафика со скоростью десятки мегабит и даже гигабит в секунду, избежав перегрузки основной сети, а заодно снизить расходы на развертывание сетей 3G/4G (базовая станция фиксированного беспроводного доступа на порядок дешевле 3G/4G). Это одна из мировых тенденций, все больше затрагивающая и российский ландшафт. CNews: А как изменилась структура рынка, продуктового и потребительского?Станислав Рыбалко: Сегодня сформировалась чрезвычайно важная тенденция – сегментация рынка ШБД, которая связана с появлением на рынке нового дешевого (в полном смысле бюджетного) оборудования. А растущий спрос на такие системы фиксированного широкополосного доступа на массовом рынке привел к четкому структурированию продуктового рынка и формированию достаточно представительного сегмента частных пользователей. Сегодня рынок ШБД подразделяется на два сегмента: массовый и корпоративный. Читать полностью: http://telecom.cnews.ru/reviews/index.shtml?2013/08/16/539423 |