Дистрибутор сетевого
и телекоммуникационного оборудования
Наш телефон:
+7 495 789-65-65

IP-телефония: Впечатляющий рост в России

iptelephony
Сергей Шалманов

     В течение четырех дней, с 26 по 29 ноября 2002 года, в подмосковном отеле Holiday INN прошла ежегодная 7-я конференция по IP-телефонии. Одновременно с конференцией работали компактная выставка и переговорный пункт. В отеле поселились около 250 участников. Кроме того, немало специалистов приезжало, чтобы принять участие в работе отдельных заседаний и секций.

     Всего в работе конференции приняли участие 450 представителей 195 компаний из 65 городов России, стран СНГ и дальнего зарубежья. Большинство компаний-участниц было из России – 168 компаний, или 86,2%. Из стран СНГ на конференции зарегистрировались 17 компаний, а еще 10 компаний – из стран дальнего зарубежья.

Первая пятерка городов-лидеров по числу компаний-участниц

 ГородКоличество компаний-участницВ процентах от общего числа компаний
1Москва7840%
2Санкт-Петербург105,1%
3Нижний Новгород84,1%
4Новосибирск73,6%
5Киев52,6%

     Достойный результат

     Уже на открытии конференции стало понятно, что в России рынок IP-телефонии за последний год существенно расширился. «Если в начале 2002 г. суммарный оборот российских операторов IP-телефонии составлял около $50 млн., то уже к концу 2002 г. эта цифра может достичь $70 млн.», – сказал Аркадий Кремер, председатель исполкома АДЭ (Ассоциация документальной электросвязи). В то же время, начиная с 2001 г., рост продаж оборудования для IP-телефонии компании Cisco в странах СНГ составил 650%.

     По словам Аркадия Кремера, в 2001 г. общий мировой IP-трафик составил только 5,5% голосового. Но в 2006 г., по прогнозам аналитиков, эта цифра вырастет до 45%, что в реальном денежном выражении составит около $90 млрд. Сегодня мировой трафик данных, передаваемых посредством IP-телефонии, превышает голосовой телефонный трафик. В США более 40% компаний с числом сотрудников свыше 500 перешли на IP-телефонию или собираются сделать это в ближайшее время.

     Высокими темпами развивается рынок IP-телефонии в Европе: если два года назад он составлял $500 млн., то в следующем году может достичь $4 млрд. Так, 9 октября компания Telecom Italia объявила, что весь телефонный трафик между Римом и Миланом передается с помощью технологии VoIP (Voice over IP). И около 50% транзитного, то есть международного, трафика передается таким же образом. Это составляет около 3 млрд. минут в среднегодовом выражении. То же происходит в других развитых странах и экономически активных регионах. Однако более 20% от всего международного трафика приходится на три самых крупных в мире оператора VoIP.

Прогноз роста мирового международного телефонного трафика, передаваемого с помощью технологии VoIP 2000–2006 гг.

Источник: Probe Research 2001, Telegeography 2001

     Российский рынок VoIP

     «Около 20% исходящего международного трафика российских пользователей передается с помощью технологии VoIP (по неофициальной информации – от 60 до 90%), – говорит Андрей Воронин, генеральный директор VoIP eXchange. – Долю IP-телефонии от всего международного и междугородного трафика в России оценивают от десятых долей до 5%». И, конечно же, наш рынок имеет свою специфику.

     IP-телефония в России сегодня – это рост числа шлюзов с появлением больших территориально-распределенных сетей VoIP, увеличение трафика, распространенность H.323-based, при появлении SIP и ожидании MGCP. Все операторы занимаются VoIP’ом, но оборудование разнородно, как, впрочем, и инсталляционная база. При этом в Москве объем услуг IP-телефонии более чем скромный. Дмитрий Красильников, директор по маркетингу «Корпорации ОСС», оценивает его в 5%.

     Очевидно, что в ближайшем будущем этот рынок продолжит расти. Причины такого тренда заключаются в возможностях совместной передачи по сетям IP голоса вместе с данными, текстовой информацией и видео. В условиях роста IP-трафика увеличиваются продажи оборудования. По оценке специалистов, уже на начало 2001 г. в России было установлено около 10 тыс. IP-телефонных портов. При этом объем мировых поставок офисных АТС, поддерживающих IP-телефонию, уже к 2005 году может превысить рынок традиционных офисных станций.

     Две стороны медали и… два события года

     Примечательно, что, как отметил в своем выступлении Арсений Тарасов, менеджер по развитию бизнеса компании Cisco, «ни одна ведущая компания-производитель PBX не вкладывает деньги в R&D традиционных систем – только в IP-телефонию». Затраты в этой сфере у 3Com и Alcatel составили 10% и 6% от общих затрат на R&D соответственно. Но больше всего они у Cisco – 55%. Компания даже открыла в интернете специальную демонстрационную комнату для рассказа о преимуществах использования IP. Более того, компания проводит специальные конкурсы идей новых бизнес-приложений для IP-сетей. Всего же на рынке оборудования выделяется несколько крупных известных игроков.

Магический квадрант Единой телефонной связи предприятия, 2002 EMEA (Европа, Ближний Восток и Африка)

Источник: Gartner Research, август 2002

     Все выступавшие отмечали, что IP-услуги, в первую очередь, выгодны конечным пользователям. И это приводит к появлению многочисленных операторов, например, в России с начала лицензирования было выдано более 1000 лицензий, а также вызывает перестройку телекомов. Результатом становится увеличение продаж оборудования и приложений для IP-телефонии.

Доход от продаж оборудования для VoIP (по сегментам рынка, весь мир)

     Рассматривая этапы, направления и тенденции развития IP-телефонии, Игорь Масленников, директор по развитию бизнеса CompTek, отметил, что главным итогом семилетнего развития IP-телефонии стали миллионные заработки при потере многих миллиардов. За последние 10 лет цены на трафик – основной источник доходов телекомов – упали более чем на два порядка. Это произошло в связи с демонополизацией отрасли связи в развитых странах, появлением и развитием IP-телефонии и технологическим прогрессом (DWDM).

Перестройка телекомов продолжается

     Надо также отметить два важных события года. В их числе – появление востребованных решений, которые предлагаются разными компаниями-разработчиками под общим названием Softswitch. Другое значительное достижение – IP-сервис – уже стал вторым реальным и массовым сервисом, после интернета. «Но перестройка телекоммуникационной индустрии и связанных с ней рынков, инициированная появлением IP-телефонии, только начинается», – утверждает Игорь Масленников.

     IP-сервис – катализатор либерализации и дерегулирования

     «IP-телефония является одним из важных катализаторов либерализации и дерегулирования отечественного рынка связи, что ведет к пересмотру и изменению существующих в отрасли норм, – говорит Аркадий Кремер, председатель исполкома АДЭ, известной влиятельной общественно-государственной организации. – Российский рынок IP-телефонии выгодно отличается от многих рынков Центральной и Восточной Европы. Прежде всего – в силу более раннего создания благоприятной ситуации с регулированием. Сотни лицензий, выданных Минсвязи России операторам на предоставлении услуги IP-телефонии, обеспечивают существенный рост этих услуг в секторе связи». По его словам, «сейчас главной задачей, от решения которой будет зависеть ход процессов регулирования IP-телефонии в России, является согласование правил взаимодействия операторов IP-телефонии и телекомов».

     Эти слова – не пустой звук. К примеру, печальная история IP-телефонии на Украине, о которой упоминали на секции «Проблемы операторов IP-телефонии». Осенью около десяти компаний с лицензиями поделили рынок, а безлицензионным блокировали доступ к сетям операторов. Причем, ставка оплаты за лицензию составляет около $150 тыс. Cтоимость звонков с использованием IP сразу же возросла и теперь мало отличается от тарифов телекомов. Конечно, пока IP-трафик незначителен, потери традиционных российских операторов невелики. Но он растет при отсутствии законодательной базы и органов, призванных контролировать качество предоставляемых услуг. Именно по причине дискредитации названия «IP-телефония» его перестали писать многие операторы на своих карточках.

     Но, несмотря на все трудности, IP-телефония уже прошла несколько значительных этапов в своем развитии – от «карточного бизнеса» к терминации трафика, а затем к транзиту, биржам, клиринг-хаузам. Следующими этапами, по словам Игоря Масленникова, директора по развитию бизнеса CompTek, являются корпоративное обслуживание (Centrex) и предоставление услуг населению. У этого сервиса есть свои большие плюсы – здесь очень мало технологических проблем, бизнес масштабируется хорошо. Но, вместе с тем, представление об этом сервисе в массовом сознании остается неадекватным.

     Согласно данным корпорации ОСС, только около 5% опрошенных москвичей используют IP- телефонию и еще 7% отчетливо представляют, что это за услуга. В то же время, 52% в ответ на вопрос, «согласны ли вы платить в 2 раза дешевле, но набирать более 14 цифр», ответили утвердительно. Получается, что операторы делят между собой всего около 5% рынка и не предпринимают консолидированных усилий для популяризации услуги.


Источник C-News.