Дистрибутор сетевого
и телекоммуникационного оборудования
Наш телефон:
+7 495 789-65-65

Пограничный контроль

23 декабря 2003 г.iptelephony
Валерий Коржов

    Восьмая конференция по IP-телефонии показала, что эта технология продолжает стремительно развиваться. В ней появляются все новые компоненты, да и сама архитектура сетей постоянно совершенствуется. В этом году резко вырос интерес к пограничным контроллерам сессий (Session Border Controller, SBC), которые нужны для построения и взаимодействия сетей IP-телефонии. Эти контроллеры собирают учетную информацию и статистику для систем контроля качества соединений, что важно для IP-телефонии, которая использует каналы общедоступного Internet. В некоторых случаях SBC используются и внутри сети для направления медиа-потока по нужному маршруту, а также при подключении клиентской корпоративной сети IP-телефонии.

    Владельцы крупных сетей VoIP уже несколько лет назад почувствовали потребность в пограничных контроллерах, а поскольку продуктов таких на рынке на тот момент не было, то они порой разрабатывали их самостоятельно. В России пионером разработки этих устройств является нижегородская компания Mera Network. Она уже несколько лет разрабатывает продукты для IP-телефонии, а в этом году выпустила на рынок пограничный контроллер. Недавно был заключен контракт на внедрение ее технологии в сети компании «Эквант».

    Три уровня качества

    На текущий момент самой горячей темой является проблема обеспечения качества предоставляемых операторами VoIP-услуг. Именно в этой области и возникает потребность в использовании самоорганизующихся механизмов маршрутизации звонков. Это связано с тем, что среда передачи – Internet – живет по законам самоорганизации и построить на ее основе систему связи с жесткой структурой не удается. Сейчас у операторов IP-телефонии возникла потребность в механизмах динамического изменения маршрутов для каждого звонка, используя для их выбора интегральное качество связи. Оно определяется на основе статистики совершенных звонков, которую собирают пограничные контролеры, поэтому без них сложно построить систему контроля качества и динамической маршрутизации.

    Можно выделить три уровня системы качества. Система контроля качества IP-сети следит за состоянием Internet, фиксируя задержки, потери пакетов, загрузку каналов и аналогичные параметры. На этом уровне помогает технология MPLS, которая частично позволяет управлять прохождением разнородных потоков и собирать статистику. На втором уровне по косвенным признакам контролируется занятость номеров, время ответа при снятии трубки, среднее время разговора и т. д. Для сбора такой статистики нужна информация о состоявшихся сеансах связи, которую как раз и собирают пограничные контролеры. На третьем уровне осуществляется контроль параметров медиа-сигнала для оценки таких характеристик, как эхо, отношение сигнал/шум и др. Возможно, эта работа также может быть переложена на пограничные контроллеры. Большинство операторов останавливаются на втором уровне контроля качества по косвенным критериям, но некоторые, в частности «Эквант», реализуют и третий.

    За меньшие деньги

    Появление систем контроля качества и динамической маршрутизации каждого звонка порождает самые разнообразные модели бизнеса. Например, компания VoIP Exchange построила сеть из 13 торговых площадок, где в качестве товара выступает трафик IP-телефонии. Их система торгов позволяет маршрутизировать каждый звонок между участниками в зависимости от требований по цене и качеству. Эта торговая площадка обрабатывает только сигнализацию, и, соответственно, контроль параметров сети ведется по косвенным показателям. Если качество обслуживания какого-нибудь оператора снизилось до критической отметки, то он исключается из торгов.

    Другим способом улучшения качества обслуживания операторов VoIP является их объединение с провайдерами, имеющими собственные каналы передачи данных. Такой стратегии придерживается международный оператор ITXC, который объединяется с провайдером TeleGlobe. А один из крупных российских VoIP-операторов – «Корпорация ОСС» – объявил о начале объединения с провайдером «Комет», который имеет разветвленную оптоволоконную сеть в Москве и Подмосковье. При этом VoIP-оператор получает контроль над кабельной инфраструктурой для построения системы контроля качества первого уровня, а провайдер расширяет ассортимент предоставляемых услуг. В результате клиенты из одних рук будут получать не только подключение к Internet, но и IP-телефонию, которая уже будет включена в систему ТфОП.

    В классе операторских устройств уже практически не встречаются чисто телефонные решения – на текущий момент на рынке доминируют так называемые конвергентные продукты, которые покупаются для традиционной телефонии, но могут работать и с VoIP. По оценкам аналитиков, максимальное число конвергентных систем будет продано в 2006 году, а потом «чистая» IP-телефония будет вытеснять традиционную и смешанную.

    Третьей будет?

    Впрочем, конвергенция голоса и данных не предел – есть еще и видеосигнал. Объединение трех этих информационных технологий в единый телекоммуникационный комплекс только начинается. Появилось даже его обозначение – 3-play. Впрочем, пока эти технологии развивают исключительно телевизионщики, которые совершенствуются в передаче широковещательных телевизионных программ по IP. Однако, когда возникнет потребность в технологии установления видеоконтакта через IP-сеть, тогда окажутся востребованы наработки операторов IP-телефонии по межоператорскому взаимодействию, системам контроля качества и самоорганизации, биллингу и технологиям разработки новых услуг. Впрочем, на текущей конференции этой проблеме уделялось мало внимания. Но вполне возможно, что через несколько лет и сама конференция будет называться VVoIP, где вторая литера V будет означать Video.


Источник: Computerworld, #48/2003