Телекоммуникационные порталы с точки зрения компьютерной телефонии6 марта 2001 г.(Компьютерная телефония, №1(7), 6 апреля 2001 г) Телекоммуникационные порталы с точки зрения компьютерной телефонииВ настоящие время мы переживаем период развития всевозможных порталов и интегрированных служб. Не хочется быть занудным, но все же давайте определимся - что такое портал! Портал – это есть место единого доступа к различной информации с возможностью интеллектуального поиска и большой базой данных. Такое определение, с той или иной точностью переведенное с английского языка, встречается в зарубежном интернете повсеместно. Но порталы бывают разные! На данный момент можно выделить несколько типов порталов. Если вести простое перечисление, то это: Web-порталы, голосовые порталы, мобильные порталы, телекоммуникационные порталы. Давайте по подробнее остановимся на каждом из них. Сейчас, наиболее распространенные это Web порталы. Т.е. по сути своей, это сервера в интернете, собирающие в себе много различной информации, которая может быть структурирована по различным тематикам. Их можно еще назвать Интернет порталами! Чем больше информационных источников нашли владельцы “портала” и чем большую базу данных имеет “портал”, тем к большему количеству информации Вы можете получить доступ. Но иногда, в таком количестве можно и запутаться! А в чем причина? Мне кажется в отсутствии удобно интерфейса доступа к информации и не совершенству систем поиска. Интерфейс доступа к такой информации, это Web страничка. Это клавиатура и монитор компьютера, web терминала, ноутбука. Здорово, когда у вас всегда под рукой компьютер, с которого Вы всегда можете получить доступ в интернет, и найти интересующую Вас информацию! А как быть, если компьютера поблизости нет? Тут на помощь приходят голосовые порталы. Ну или должны приходить! Рост пропускной способности интернета и появление такого понятия как мультимедийный интернет (аудио и видео), в сочетании с беспроводными коммуникаторами, меняет восприятие возможных способов получения информации. Если раньше, используя телефон, мы управляли работой с помощью DTMF сигналов и слушали в ответ заранее записанные промпты (классическое решение Interactive Voice Response), то сейчас, получив более прогрессивные технологии распознавания и синтеза речи, мы имеем возможность получать нужную информацию используя более понятную вещь – речь! Под “голосовым порталом” чаще всего понимают – единый телефонный номер доступа, позволяющий получать любую интересующую информацию, используя в качестве интерфейса голос. Т.е. задавая предмет поиска и получая результаты с помощью голоса. Например: Вы звоните по телефону портала XYZ и спрашиваете - “информация о слиянии компании Milk&Soft и компании Soft&Milk?”, мощный сервер преобразует вашу речь в текст и производит соответствующий поиск в базе данных, после чего успешно начинает читать найденный результат. С появление более гибких средств получения, а главное ввода информации, мы можем не ограничиваться только погодой и гороскопами, а пойти дальше, и получать содержимое WEB сайтов. Представьте пример, когда Вы читаете свои любимы новости мобильной связи “Сотовик” по мобильному телефону, предварительно сказав в трубку – “Сотовик пожалуйста!” Голосовые порталы могут быть интегрированы с WEB сайтами, т.е. все что вы можете увидеть на WEB сайте компании, вы можете прослушать с телефона. Это только один из частных случаев реализации голосовых порталов. Интеграция порождает новые услуги. Например аренда голосовых порталов. Т.е. когда компания арендует телефонный номер у оператора, а оператор, используя свое оборудование и каналы связи, зачитывает содержимое WEB сайта клиента. Если раньше операторы сдавали в аренду классические системы IVR, то сейчас это может не устроить многих клиентов. И тем более, в условиях, когда в последние годы, стоимость “любого” трафика значительно упала, и достигла уровня минимальных заработков, классическим телекомам стоит задуматься об увеличении потока звонков, и привлечении новых клиентов именно к своей сети связи, за счет предоставления дополнительных услуг, например организации бесплатных голосовых порталов. Появляются такие термины как “телеком хостирование” – предоставление не только Интернет каналов, но и телефонных коммуникаций. Хороший пример незаменимости голосовых порталов - это возможность узнать данные, нужные и актуальные только для вас, в конкретный момент времени в конкретном месте. “Вы едете на машине, GPS приемник, встроенный в машину, передает информацию голосовому порталу о Вашем местоположении, система делает соответствующий запрос в базу данных и выдает информацию о пробках, погоде, ближайших магазинах именно для Вас!” Причем Вам не надо отвлекаться от дороги, смотреть на монитор и гадать когда же надо повернуть на право! Вы просто говорите – “маршрут до City-банка”, и бортовой компьютер озвучивает самую актуальную информацию о проезде, с учетом пробок и аварий.
Но не все так хорошо! Существующие проблемы голосовых порталов это отсутствие реально работающей технологии распознавания речи (голоса), что менее актуально для запада, и резко актуально для России; не совершенство технологии преобразования текста в речь (TTS Text To Speech); отсутствие стандартов на преобразования Web страниц в речь.
Корпорация Dialogic предлагает ряд плат для непрерывного распознавания речи (CSP Continues Speech Processing), позволяющих распознавать слитную речь, но их возможности еще далеки от совершенства, да и даже если распознавание английской речи происходило бы на приемлемом уровне, то с русским языком – были бы проблемы. По моим данным, пока нет платформы, позволяющей распознавать слитную речь на русском языке, с хоть каким то качеством. Представленные Dialogic платы разработаны совместно с компаниями SpeechWorks и Nuance. Приблизительный список разработчиков систем ASR & TTS: CSELT (tehnovoice.cselt.it/main.htm) Не совершенство технологии TTS для России наиболее актуально. Предлагаемые зарубежные решения не могут удовлетворить имеющийся спрос на системы преобразования текста в речь, т.к. они не учитывают многих специфик русского языка. В последние время появляются разработки отечественных компаний специализирующихся на обработке голоса, но и они пока далеки от совершенства. Наличие пусть даже идеальной технологии формирования речи, требует еще двух важных компонентов: введение громадной базы данных фонем (или аллофонов) и постоянное обновление словаря системы, с целью обеспечить правильное расстановку ударений. Серьезно пока в России этим никто не занимается. Преобразование информации ориентированной для просмотра на
экране, в вид пригодный для прочтения по телефону это большая часть работы системы
TTS. Точнее это задача предпроцессора текста, каким, например, является web
браузер, преобразующий html код в форматированный вывод текста на экран. Существование
стандарта voiceXML не определяет способа преобразования WEB страниц в пригодные
для прочтения тексты. Данный стандарт описывает общие принципы организации прочтения
и распознавания голосовых команд. Т.е. вы просто добавляете html тэги Давайте на минутку подумаем что все эти проблемы не существуют и перейдем к возможным применениям голосовых порталов. Какие сегменты рынка будут пользоваться и платить за пользование голосовыми порталами? Какие есть применения этой технологии? Например:
Вообще, это может быть любой диалог с компьютером который вы ведете, любая информация доступ к которой вы можете получать через интернет, может быть доступна через голосовой портал. Существуют суррогатные порталы где ответная информация записывается в виде звуковых файлов, а не используя TTS. Можно ли поверить, что такие компании могут записать например 5000 ресторанов в Москве!? Создание таких служб может стоить в несколько раз дороже покупки технологии TTS. Преимущества голосовых порталов над классическими решениями компьютерной телефонии в том, что при реально работающей системе распознавания речи, можно превратить сложное, иерархическое меню, в простую и интуитивную систему навигации. Это позволяет добраться до нужной информации гораздо быстрее. В случае, когда вы платите за каждую минуту соединения – это особенно актуально. Можно получать любую информацию находясь в дали от мобильных средств доступа, например мобильного телефона, ноутбука, Internet – терминала, и что то же не мало важно, быть занятым при этом другим делом! Например, вести машину и слушать сводку погоды. Причем информация может быть представлена любыми типами, в отличии от классических решений, где было несколько типов данных, например: цифры, города, курсы и т.д. Использование технологии TTS приводит к отвязыванию от типа информации и унифицированности ее обработки, и главное получения! Голосовые порталы – конкуренция с WAP? Не понятно, но учитывая увеличивающиеся производительности процессоров и увеличение хранилищ данных, что повлечет за собой решение проблем слитного синтеза и распознавания речи, то за голосовыми порталами будущее. К моменту решения проблем с распознавание и синтезом речи, эти проблемы конкуренции с WAP могут сами исчезнуть. Реальные примеры голосовых порталов на западе – это:
В России, на данный момент существуют только урезанные варианты голосовых порталов, и скорее представляют собой развитые системы IVR, где для ввода запроса на интересующую информацию используются DTMF, различные номера доступа или живой оператор. Кстати если вы делаете голосовой портал, - дайте мне знать, было бы интересно познакомиться с вашей работой! По прогнозам аналитической группы Allied Business Intelligence в США в 2001 году будет создано до 4 миллионов стационарных голосовых порталов, а в 2005 году их число возрастет до 17 миллионов. Что касается пользователей мобильных порталов, цифры, соответственно составят 1 миллион в 2001 и свыше 56 миллионов в 2005 году . Количество сайтов, поддерживающих речевое распознавание в 2001 году составит 2000, а в 2005 превысит 250 000. Рассмотрение "мобильных порталов" может занять много страниц текста! Когда я писал эту статью, решил поискать что есть в интернете на тему “мобильный портал”. И как я был удивлен, когда нашел множество ссылок на два типа сайтов: ссылки на электронные магазины и второе на сайты – продающие мобильные средства связи! С моей точки зрения мобильные порталы – это сайты позволяющие получать доступ к различной информации, конвертирую ее в нужный формат, используя мобильные устройства связи. По общему мнению мобильный портал – это еще и сайт с которого можно отправить SMS в разные сети, но по моему эту функцию можно отнести к телекоммуникационным порталам. Об этом позже. Технологии доступа к информации используя мобильные терминалы (сотовые телефоны) – это WAP, SMS, GPRS. Все эти, и многие другие функции, можно отнести к услугам сетей третьего поколения. Пока развитие таких услуг не оправдывает надежды инвесторов. Возможно причина в том, что человеку трудно получать доступ к информации используя маленькие экраны сотовых телефонов. Возможно развитие технологий WAP и SMS скорой уйдет в прошлое, так и не развившись… По некоторым данным, ведущие компании производители сотовых телефонов, уже ведут тестовые испытания видео-телефонов! Возможно скоро мы перестанем просто говорить, а будем общаться используя видео. Правда есть ситуации, когда я например, не хочу что бы меня видели! Вернувшись на землю, попытаюсь привести пример одного из мобильных порталов. Например, компания BeeOnline, предлагает несколько типов доступа к информации:
В будущем у BeeOnline создание унифицированной системы обмена сообщениями, и кросс доступа к сообщениям. Главным подходом в организации связи становится единообразность доступа к любой нужной информации, возможность этого доступа с любого удобного устройства, из любого места, в любое время, что можно обеспечить, сделав “глобальным коммуникатором” сеть Интернет. Телекоммуникационные порталы – порталы Unified Messaging! Т.е. системы позволяющие передавать, принимать и обрабатывать любые типы сообщений. Возможность делать это используя разные терминалы доступа. В разное время. В любом месте! Технологически телекоммуникационный портал представляет собой специальный сайт, интегрированный с телефонным сервером, поддерживающим технологии ASR и TTS. Как правило, такие порталы основаны на нескольких серверах, например:
Наличие разных операционных систем, на таких серверах (Unix на InterNet серверах, и Windows NT на других) может сильно затруднить интеграцию, при использовании не стандартных протоколов. Решить эти проблемы можно только покупкой системы у одного поставщика, который проводит политику полной интеграции с системами заказчика. Только такая схема работы, позволяет быстро построить телекоммуникационный портал. Какие услуги предоставляет своим пользователям такая система:
Это далеко не полный список того, что может компьютерная телефония! Возможности можно значительно расширить при использовании IP-телефонии. Например, можно предоставлять услугу международного Call центра (центра обработки вызовов). Представляете, вы звоните по номеру в своей стране, а звонок, в зависимости от доступности операторов в глобальной виртуальной сети, перенаправляется в другую точку мира или обрабатывается локально! Учитывая потребность в предоставлении круглосуточного сервиса, учитывая потребность в все большей доступности услуг и информации – такой сервис может стать очень популярным! А использование IP телефонии позволит не сильно увеличить стоимость владения, по отношению к текущим Call центрам. Еще один очень хороший пример использования IP телефонии для web – это возможность организации WEB-телефонов. Не надо разрывать соединение с интернетом, что бы перезвонить в офис компании или магазин и уточнить сведенья о товаре. Такие Voice over IP Call центры предлагают уже многие компании. В России их пока несколько. Например компания Forte-IT (www.forte-it.ru, www.vpost.ru). Много информации по Unified Messaging и системам VoIP Call центров Вы можете найти на сайте компании CompTek (www.comptek.ru) В пример телекоммуникационного портала, можно привести сайт WWW.VPOST.RU. Сервер представляет собой средство доступа к голосовым и факс сообщениям получаемым с телефона. Возможность отправки различных типов сообщений на различные средства связи. Это:
Это не все возможные функции портала. С технической точки зрения доступны еще такие интересные услуги как чтение e-mail сообщений и ответ на них, организация услуг интеллекуальной сети (переадресация вызовов, свободный телефон, другие), работы с SMS сообщениями, наличие системы кросс доступа к сообщениям, ведение личного ассистента! Так как портал vpost.ru работает полностью бесплатно, то введение полного спектра доступных услуг представляется экономически не выгодным, и не планируется. Но с развитием интереса провайдеров услуг связи к системам Unified Messaging, возможность появления полнофункциональных порталов, все ближе и ближе. Многие компании операторы интересуются установкой таких систем на своих сетях связи и успешно начинают внедрять их у себя. (Если у Вас есть вопросы по таким системам, вы можете уточнить их у меня!) В планах vpost.ru превращение портала в “голосовой” портал! Слабое развитие технологий пока не позволяет этого сделать, но возможно в ближайшие месяцы такой прорыв произайдет! Немного статистики: сейчас портал насчитывает более 40 тысяч пользователей, ежедневно его посещают тысячи человек. На портал работает всего несколько человек и его обслуживает 4 сервера, используемые для различных целей. Большой потенциал для развития телекоммуникационных порталов имеют компании с существующей инфраструктурой телефонной сети и интернет. Очень трудно оценить степень затрат на создание таких порталов, и оценить эффективность отдачи от таких услуг, но понятно, что в ближайшем будущем, без предоставления такого пакета возможностей, компания оператор связи не сможет увеличивать свою абонентскую базу и получать хорошие прибыли!
|