Дистрибутор серверного, сетевого
и телекоммуникационного оборудования
Наш телефон:
+7 495 789-65-65

VAS на перепутье

vas
Мария Суханова

    На прошлой неделе в подмосковном Виноградове прошла 3-я ежегодная конференция «Интеллектуальные сервисы в телефонных сетях: технологии и бизнес», организованная компанией CompTek. Она примерно в полтора раза уступала предыдущей по количеству как участников, так и прочитанных докладов: если год назад основная работа шла в двух секциях, то сейчас удалось обойтись одной, хотя и ценой более жесткого, чем обычно, регламента.

    Энтузиазма тоже было поменьше, что легко объяснить ситуацией на рынке: в 2002-2004 гг. он рос примерно в 2,7 раза в год, а в 2005 г. увеличился всего в 1,4 раза и, по данным агентства IKS Consulting, достиг лишь $430 млн. вместо ожидавшихся примерно $540 млн. Аналогичная ситуация наблюдалась и на рынке мобильной связи в целом, где прежний рост на 40-60% в год замедлился до 31%. Средний доход на одного пользователя (ARPU) у сотовых операторов в прошлом году упал почти на треть.

    Постфактум причина очевидна - исчерпываются резервы роста абонентской базы, при этом новички готовы платить значительно меньше, чем «старички». Эксперты IKS Consulting затрудняются предсказать что-либо определенное на текущий год. Общий прирост на рынке сотовой связи вполне вероятен на уровне 20% или даже ниже, в области VAS ожидается стагнация на уровне прошлого года.

    В области фиксированной связи картина иная. Доходы от дополнительных сервисов здесь в течение последних пяти лет стабильно увеличивались каждый год примерно на треть, а весь рынок - на 15-17%. При этом доходы от местной связи растут главным образом за счет повышения тарифов, а от дальней, если учитывать инфляцию, перестали расти вообще. В 2005 г. доход фиксированных операторов от VAS составил $275 млн. - почти 40% всего рынка дополнительных услуг, хотя это только 4% от рынка фиксированной связи. Оба показателя были бы выше при иной методике подсчета. Доступ в интернет традиционно не включается в число VAS фиксированных операторов, в то время как для мобильных он составляет ощутимую долю общего объема их дополнительных услуг. Вдобавок среди аналитиков нет единого мнения о том, следует ли относить к VAS коммерческие интернет-сервисы независимых провайдеров - Web-хостинг, платную электронную почту и т.п. Таким образом, пора распрощаться с представлением о незначительности «фиксированных» VAS по сравнению с «мобильными»: они уже играют заметную роль, и есть все основания ожидать, что их вес будет расти.

    Содержание сервисов становится серьезнее, а их техническая реализация - сложнее. Среди проектов, о которых рассказывали докладчики, многие были посвящены внедрению бизнес-ориентированных услуг, таких как аутсорсинговый факс-сервер или виртуальная УАТС. Также был заметен повышенный интерес к решениям, включающим конвергенцию фиксированной и мобильной связи, - в том или ином виде они присутствовали чуть ли не в каждом приводившемся на конференции перечне успешных проектов. Дальнейшее развитие этого направления должно сделать разделение VAS в зависимости от типа сети полностью бессмысленным.

    Впрочем, успешное внедрение сервиса еще не означает его востребованности. Как рассказали представители компании «Комстар-ОТС», корпоративные пользователи на данный момент не проявляют интереса к набору услуг IP Centrex (виртуальная IP-УАТС), выведенному на рынок летом прошлого года. Оператор все же рассчитывает привлечь клиентов, предложив им в ближайшее время несколько дополнительных функций. К потреблению подобного TDM-сервиса под названием Logic Line за пять лет его существования удалось привлечь около 4 тыс. клиентов, которых обслуживают чуть более ста линий.

    Непростой задачей оказывается вывод новой услуги на рынок. Ускорение этого процесса рассматривают как одну из главных своих задач практически все поставщики технических решений, доклады от которых прозвучали на конференции. Ряд разработок выполнен в рамках концепции IMS (IP Multimedia Subsystem), на которую возлагается особенно много надежд. В нескольких сообщениях высказывалась мысль о том, что операторам для повышения ARPU следует максимально сосредоточить предоставление VAS в своих руках (не отдавая его «на откуп» контент-провайдерам), и новые технологии должны им в этом помочь.

    Сами же операторы, насколько можно было судить, не очень пекутся об ARPU и не возражают не только против аутсорсинга VAS, но и против еще большего дробления функций при предоставлении услуги. Если год назад участники конференции обсуждали в основном взаимоотношения между операторами и контент-провайдерами, то сейчас зашла речь о третьем участнике процесса, играющем роль некоего промежуточного звена между первыми двумя. Дмитрий Соловьев («Открытые коммуникации») определил свою компанию как сервис-провайдера: она поддерживает распределенную сервисную платформу и развертывает на ней услуги контент-провайдеров, а «доставку до абонента» этих услуг обеспечивают операторы. Дальнейшее развитие модели - агрегатор телефонных сервисов, предоставляющий контент-провайдерам среду для их создания.

    На конференции активно обсуждалось применение технологий распознавания и синтеза речи. В частности, демонстрировалась система для диспетчерских служб, разработанная в Институте проблем управления (ИПУ) на базе ПО SpeachPearl компании ScanSoft. На сей раз система безошибочно определяла произносимые в телефон названия московских улиц (год назад аналогичная демонстрация сорвалась из-за технических неполадок). Представители CompTek объявили, что компания планирует вскоре внедрить распознавание в собственной телефонной сети, ИПУ принимает участие в проекте.

    Подводя итоги конференции, ее ведущий Андрею Петренко (CompTek) констатировал: «Хотя рост рынка замедлился, процессы, происходящие на нем, стали интереснее и важнее».


Источник: Телеком Вести