Перспективы WI-Fi в РоссииТатьяна Зотова
С. Рыбалко: Это один из любимых моих вопросов. В последнее время мне довольно часто приходилось на него отвечать, объясняя, почему на Западе идет масштабное развертывание хотспотов, а у нас их появляется очень немного. Причины просты. Все дело в том, что у нас и у них совершенно разная экономика. Если на Западе есть свободные денежные средства, которые инвестиционные компании вкладывают в новые технологии и новые интересные, перспективные проекты, то в России хотспоты строятся своими силами. Тот, кто у нас открывает зону Wi-Fi, тратит собственные деньги и поэтому очень тщательно высчитывает, получит он от этого выгоду или нет. В России хотспоты строят только там, где это коммерчески выгодно. Д. Куликов: Как представитель оператора, который занимается хотспотами уже более года и имеет в этой области определенный опыт, могу сказать: основной вопрос упирается в деньги. Если они найдутся, и если нам будет отчетливо видна коммерческая составляющая, то мы и дальше будем строить точки доступа теми же темпами. А для того чтобы понять, каковы эти темпы в принципе, достаточно посмотреть, как сегодня развивается широкополосный доступ в Москве, Санкт-Петербурге и по всей России. Да, в нашей стране существует рынок широкополосного доступа, но он очень невелик, а за пределами Москвы и вообще минимален. Взаимосвязь здесь прямая: как только широкополосный доступ станет достаточно дешевым и массово доступным, хотспоты начнут строиться довольно быстро. Выступая на конференции, Аркадий Волож сказал, что московские операторы готовы предоставлять владельцам хотспотов в ресторанах широкополосные каналы с неограниченным трафиком за 100 долл. в месяц. Но в Петербурге стоимость такого канала ровно в два раза выше, и я думаю, что вряд ли мы найдем рестораны, готовые платить 200 долл. за канал доступа в интернет. О. Гришин: Уфа точно не готова заниматься хотспотами. Нет коммерческой перспективы. И. Камынин: У нас аналогичная ситуация. Экономически Волгоград к этому не готов. Я уже говорил, что в прошлом году у меня были опасения, что кто-то придет на наши частоты и начнет ставить зоны Wi-Fi, но по прошествии года в городе все еще нет ни одного хотспота. Очевидно, что для их появления изначально нужны бесплатный трафик и платежеспособные клиенты, каковых в регионах еще долго не будет. В. Наянов: Готовность Самары примерно такая же, как и везде в российской глубинке. Средняя цена за 1 Гбайт трафика у нас сегодня составляет порядка 80 долл., и достаточной клиентской базы, чтобы такой проект мог окупиться, нет. А. Ларин: Я думаю, что потенциально готов только центр России. Но "Роснет" пока не планирует внедрения на этот рынок. А. Волож: Похоже, на самом деле к этому сейчас готова только Москва, и то главным образом потому, что в феврале в столице произошла DSL-революция. Сейчас частный пользователь может получить 1 Гбайт за 30 долл. Оптовые цены стали значительно ниже. Но коль скоро DSL пошел в Москве, значит, он будет внедряться и в других городах России. П. Кочегаров: Готов ли тот или иной регион к развертыванию Wi-Fi – слишком широкий вопрос. Я уверен, что места, где за Wi-Fi-доступ готовы и будут платить, есть не только в Москве. В Самаре, например, насколько я знаю, хотспоты недавно появились в некоторых гостиницах, и мне очень интересно было бы посмотреть, заработает ли там эта модель и если заработает, то как.
А. Ларин: Скорее всего развитие будет идти в двух направлениях: первое – отели и аэропорты, второе – рестораны. И в том и в другом случае это может быть условно бесплатный доступ, т.е. плата за него может быть заложена в стоимость других услуг, например предлагаемых блюд, если это ресторан, или аэросервиса в аэропортах. Я думаю, это наиболее перспективные направления, и в ближайшее время именно они будут развиваться. В Москве, в частности, это уже реализуется. В. Наянов: Что касается Самары, то там сейчас наблюдается тенденция активного захвата рынка по варианту "а": дорогой доступ в дорогих отелях и т. п. Но очень хочется верить, что когда-нибудь у нас появится и достаточно дешевый доступ. А вот когда он будет бесплатным, ни я, ни кто-либо другой сейчас точно не скажет. Нам очень хотелось бы использовать вариант "б" и пойти в этом направлении. Тем более что, как верно было замечено, существует внятная бизнес-модель, позволяющая пусть не напрямую, но все же окупить эту услугу, а также собрать какие-то деньги на продаже мобильных ПК. А. Волож: Если судить о перспективах по тому, что сейчас происходит на Западе, естественно выбрать пункты "а", "б" и "в". У нас в стране, как можно видеть, "а " и "в" сегодня уже представлены, но вообще-то выбор модели развития бизнеса должен определяться не местом предоставления услуг, а технологиями. Главная составляющая бизнес-модели развития хотспотов не люди, а ноутбуки. Если мы придумаем, как можно собрать много ноутбуков в одном месте, то и бизнес в этом месте будет развиваться прекрасно. А модели могут быть самые разные.
Д. Куликов: Да, по прошествии года, наверное, уже можно говорить об определенном опыте. В самом начале мы приняли решение ориентироваться на два типа мест. Первым типом у нас были всевозможные точки продажи мобильной и компьютерной техники, а вторым – то, что мы сегодня условились считать вариантами "а" и "б". За этот год мы поняли, что в магазинах, торгующих компьютерами и мобильной техникой, посетители пользоваться данной услугой не будут, поскольку там это не слишком удобно. Мы не достигли в этих точках коммерческого успеха, но благодаря нашему присутствию в компьютерных магазинах нам была обеспечена реклама и о нас многие узнали, так что назвать наш первый шаг абсолютно ошибочным я не могу. С точки зрения перспектив и дальнейшего развития все было сделано правильно, хотя доходов от самого доступа мы не получили. Как выяснилось, их там и не могло быть. Нашим вторым вариантом распространения стали точки общепита (кафе и рестораны), отели и аэропорты. Мы считали, что там хотспот будет востребован, и не ошиблись: на сегодняшний день это направление является для нас одним из самых важных. Территориально ставка делалась на Невский проспект и центр города (зоны обитания платежеспособного пользователя), однако нам казалось, что подходящим местом для размещения хотспотов могут быть не только дорогие рестораны и отели, но и среднего уровня кафе, ориентированные на молодежную среду. Здесь мы видели двойную заинтересованность – со стороны пользователей и со стороны владельцев точек. В данный момент мы уже начинаем вводить в этих местах платный доступ (с нынешнего августа большинство наших точек будет работать на коммерческой основе). Кроме того, у нас есть положительный опыт работы с высококлассными отелями, но конкуренция в отношении этих объектов очень высока. Силами нашей компании был также успешно реализован проект размещения хотспотов на морском вокзале (вот уже три месяца там предлагается доступ в интернет по предоплаченным карточкам). О. Гришин: Я думаю, перспективны аэропорты и вокзалы, так как все больше становится людей, которые берут с собой в путешествие ноутбук, а вот идти с ноутбуком в ресторан для нас, мне кажется, пока еще непривычно. И. Камынин: Помимо уже названных перспективных точек, на мой взгляд, стоит задуматься о тех возможностях, о которых мы сегодня не упоминали. Я думаю, в каждом городе найдется место, не подпадающее под определения общепита или аэропорта, где установка хотспота была бы правильным и выгодным начинанием. С. Рыбалко: Безусловно, разворачивание хотспотов в зонах, где постоянно находятся бизнес-путешественники, – это основное направление развития, поскольку наличие платежеспособного спроса здесь очевидно. Что же касается московских ресторанов, то мы знаем, что там стало возможным применение другой схемы, а именно бесплатного доступа, повышающего рейтинг заведения и привлекающего дополнительных клиентов.
А. Волож: Если бы российская ситуация развивалась, следуя той же логике, что и в западных странах, картина, вероятно, была бы следующей: на первом месте – сотовые операторы, на втором – операторы фиксированной связи, а на третьем – операторы БСПД. Но так могло бы быть только в том случае, если бы у нас этот рынок был большим и прибыльным, а он, к сожалению, пока крайне мал, развивается очень медленно, да и позиции среди игроков на нем распределяются иначе. Операторы БСПД у нас лидируют – в первую очередь потому, что не только знают аббревиатуру Wi-Fi, но и понимают, что это такое. Они еще некоторое время продержатся на первых местах, но впоследствии свое преимущество им будет трудно сохранить: как только с экономической точки зрения в Москве DSL начнет существенно опережать БСПД, на передний план выйдет оператор фиксированной связи. Развивайся мы по нормальной логике, и все было бы просто и понятно, и Wi-Fi занимались бы операторы сотовой связи, потому что у них есть биллинг, огромная клиентская база и высокая степень присутствия на местах, но пока это почти нереально. В ближайший год главными игроками по-прежнему будут операторы БСПД. Д. Куликов: Мне кажется, на авансцену скоро должны выйти те компании, которые будут заниматься подсчетом и сборами биллинговой информации с точек доступа. Если рынок начнет развиваться в массовом порядке, активизируется область бизнеса, связанная с тем, что называется клирингом, и среди игроков рынка заметное место займут компании, способные обеспечивать взаиморасчеты между владельцами многочисленных хотспотов. На Западе такие специализированные компании, которые берут на себя весь биллинг и взаиморасчеты, часто называют агрегаторами. Я думаю, что и у нас это направление будет одним из самых перспективных. Насколько быстро такой бизнес примет четкие очертания, я сказать не могу, но мне известно, что у нас уже есть одна компания – МТТ, которая прикладывает много усилий, чтобы стать таким оператором. В этом направлении движутся и разработчики биллинговых систем. На рынке уже предлагается ряд готовых решений для данного вида бизнеса.
А. Волож: Для модели с дорогим платным доступом роуминг и биллинг – вещь критическая, поэтому у нас платный доступ и не развивается.
И представитель одного из них участвует в нашем заседании. Д. Куликов: Когда я отвечал на предыдущий вопрос, я, собственно, уже начал говорить на эту тему. Могу добавить, что на сегодняшний момент вопрос роуминга как технического взаимодействия некоторого количества операторов зон Wi-Fi нами уже решен и дает свои плоды. Наше совместное с "Петерстаром" тестирование уже достигло той фазы, когда роуминг можно запускать в коммерческую эксплуатацию. Мы уверены в своих силах, знаем, что сумеем все посчитать и провести взаиморасчеты. Для нас сейчас более интересен вопрос, как все это будет работать, когда появится множество провайдеров Wi-Fi, желающих проводить взаиморасчеты между собой. Ниша агрегатора пока никем не занята. МТТ сегодня действительно вкладывает довольно много средств в организацию роуминга Wi-Fi, но эта компания нацелена преимущественно на крупных сотовых операторов, которые пока только приглядываются к Wi-Fi, хотя и все более пристально. Можно сказать, что для них МТТ уже имеет свое решение. Крупные операторы фиксированной связи тоже тестировали предложение МТТ, так что интерес есть, но насколько все это близко к тому, что принято называть бизнесом, еще не очень понятно.
И. Камынин: Нет, нам не до роуминга… О. Гришин: И мы не будем. В. Наянов: Могу сказать только то же самое. А. Ларин: Я уверен, что роуминг необходим. Прежде всего это касается крупных городов, потому что там не может быть одного центрального оператора, охватывающего весь город. В таких мегаполисах роуминг будет играть решающую роль. А кроме того, нужен междугородный роуминг для бизнес-путешественников.
Можно полностью согласиться с Игорем Камыниным, что не следует зацикливаться на шаблоннных решениях и что в каждом городе найдется место, не относящееся к общепиту, обслуживанию туристов или бизнес-путешественников и тем не менее вполне пригодное для развертывания зоны Wi-Fi. Об этом очень точно сказал Аркадий Волож, и я лишь повторю его слова: "Хотспоты возникают там, где есть возможность собрать много ноутбуков в одном месте". Источник: СЕТЕВОЙ online.
Другие новости Wireless:
|