CNews «Подготовка инженеров повышает эффективность внедрения ПО на 70–90%. Как раскрыть потенциал российских платформ»
Даже там, где отечественные ИТ-решения уже доступны, зрелы и активно развиваются, переход на них может сопровождаться трудностями — и дело далеко не всегда в самих продуктах. Настоящий вызов — это работа с устоявшимися практиками, ожиданиями и подготовкой команд. Тимофей Макуха, начальник сервисного центра Space и Евгений Фишман, руководитель направления систем виртуализации CompTek объясняют, как обучение и взаимодействие помогают сократить риски, повысить эффективность и раскрыть потенциал российских платформ. Переход на отечественное ПО: что важно учитывать инженеру и заказчику В условиях, когда уход западных вендоров оставил многие компании без обновлений и поддержки, а список уязвимостей в VMware пополняется едва ли не ежемесячно, российским организациям важно не просто заменить продукт, а создать устойчивую, безопасную ИТ-среду с минимальными рисками. Переход на отечественные решения — это не только вопрос соответствия требованиям регуляторов, но и шаг к укреплению цифровой независимости нашей страны. Долгое время ИТ-инженеры компаний-заказчиков работали с западными продуктами. Этот опыт, а также представления о том, как должна работать та или иная система, какими должны быть интерфейсы, логика, функциональность, влияют и на ожидания при внедрении новых решений. При этом зачастую не учитываются их очевидные преимущества.
В действительности российские разработчики сегодня работают в условиях, отличающихся от возможностей глобальных ИТ-вендоров. Тем не менее они создают зрелые, конкурентоспособные решения, ориентированные на потребности внутреннего рынка. Как меняется восприятие отечественного ПО Разрыв между ожиданиями заказчиков и реальными возможностями отечественных продуктов во многом связан с исторически сложившейся практикой. По словам Евгения Фишмана, на протяжении многих лет российские ИТ-специалисты обучались работать преимущественно с решениями западных вендоров — зачастую в рамках жестких сертификационных программ, продвигаемых глобальными производителями. Именно этот опыт сформировал устойчивую зависимость от определенной логики ПО, его интерфейсов, архитектур и даже языка. Однако риски при работе с западными решениями уже очевидны и разнообразны — от отсутствия гарантий исполнения обязательств до полной недоступности решений по политическим причинам. Сегодня важно не обвинять специалистов, а выстраивать заново экосистему знаний и практик, основанных на независимых, безопасных и доступных технологиях, считает эксперт CompTek. У западных продуктов десятилетиями оттачивалась логика взаимодействия и прорабатывались интерфейсы. Однако это не означает, что в России нет подобных компетенций, нет таких команд. Напротив, отечественная школа разработки сильна — российские специалисты вносили вклад в ядро Linux, работали над open source и корпоративными решениями, которые используются крупнейшими вендорами по всему миру. Новый фокус на пользователя Российские вендоры осознают текущие вызовы и ежедневно работают над качеством решений. С появлением новых игроков и ростом конкуренции всё больше внимания уделяется интерфейсам, документации, информационным материалам — всё это направлено на то, чтобы сделать внедрение и работу с отечественным ПО максимально комфортными. Для многих заказчиков, особенно в чувствительных отраслях вроде банков, важно, чтобы виртуализация работала максимально незаметно, то есть надежно и без перебоев. Вендоры это понимают и стремятся соответствовать этим ожиданиям.
Есть еще одно важное преимущество: в отличие от избыточных по функциональности решений западных вендоров, отечественные продукты предлагают именно тот набор возможностей, который действительно востребован на практике. Статистика CompTek показывает, что большинству заказчиков достаточно и половины функций, предлагаемых западными вендорами, и именно на них сосредоточено внимание российских команд разработки. По словам Евгения Фишмана, в отечественных решениях уже внедряются механизмы защиты от ошибок со стороны пользователя, но пока не во всех продуктах и без единых стандартов. Их отсутствие компенсируется гибкой архитектурой, вариативной логикой и готовностью вендоров адаптироваться под задачи конкретного заказчика.
Российские компании успешно развиваются в сфере виртуализации, опережая представления об отставании от мировых лидеров. Их сильные стороны — гибкость, индивидуализация решений и нацеленность на удовлетворение потребностей каждого заказчика. «А как это работает?» По оценкам экспертов «Даком Сервис» и CompTek, эффективность внедрения и эксплуатации отечественного ПО может вырасти на 70–90%, если инженеры заказчика проходят предварительную подготовку. Поэтому очевидно, что ключ к новому эффективному рынку ИТ-решений в глубоком взаимовыгодном партнерстве. В сложившихся условиях поставка продукта не разовая сделка, а доверительный диалог. Это подтверждает и практика «Даком Сервис»: порядка 45% всех обращений в службу поддержки не ошибки и запросы на улучшения, а функциональные вопросы. Большинство обращений связаны не с ошибками или техническими проблемами, а с вопросом освоения нового интерфейса и уточняющими вопросами: «А как это работает?»
Одно из приоритетных направлений работы службы поддержки — помощь в освоении продукта. Во многих случаях инженер может самостоятельно найти ответ на вопрос «как это работает», если у него есть под рукой понятные материалы и немного времени на изучение.
Почему инженеры не пользуются документацией? Согласно данным обратной связи, пользователи столкнулись с несколькими трудностями: сложно находить нужную информацию из-за различий в терминологии, по этой причине ощущалось, что документация недостаточно полно раскрывает важные моменты и упускает некоторые подробности.
Обучение и вовлеченность: что нужно для успешного внедрения Ожидания заказчиков вполне понятны: у каждой компании есть собственные задачи, сроки и KPI. Когда организация приобретает отечественную систему виртуализации, логично, что ИТ-отделу ставится задача внедрить и запустить её оперативно. Но так же, как перед поездкой за рулем нужно получить водительские права, чтобы избежать аварий, при внедрении новой ИТ-системы важно сначала разобраться с её архитектурой и документацией. Если на это не выделено время, часть этапов может затянуться. Это, в свою очередь, сказывается и на сроках, и на восприятии продукта, ведь сложности возникают не из-за неисправности, а из-за того, что не было возможности понять особенности решения заранее.
Исходя из опыта руководителя направления виртуализации и VDI, CompTek, одна из частых причин проблем при внедрении — попытка инженеров перенести опыт работы с западными системами (например, VMware) на отечественные платформы без учёта архитектурных отличий. Например, делают кластер из слишком малого или чрезмерно большого числа узлов, не зная ограничений платформы. Формально всё работает, но производительность падает, сервисы не стартуют, нагрузка не держится.
Творческий тандем Идеальное внедрение — проект, в котором в одинаковой степени участвуют и заказчик, и вендор. Чем точнее стороны понимают друг друга с самого начала, тем проще адаптировать решение под реальные условия. Если заказчик может обозначить ключевые сценарии использования, особенности бизнес-процессов и технические ограничения, вендор сможет предложить максимально подходящие схемы настройки, инструкции и рекомендации. Для таких задач у вендора есть выделенные специалисты — технические консультанты, которые индивидуально работают с каждым заказчиком. В то же время, например, в сервисном центре CompTek работает большая кейсовая система, охватывающая разные направления. И в ходе общения с заказчиком особенно заметно, насколько меняется качество взаимодействия, если человек прошел обучение. Когда пользователь знаком с продуктом, он формулирует запросы чётко, по существу. Он может локализовать проблему, описать архитектуру, объяснить, где и как возник сбой. Безопасность и внутренние регламенты иногда не позволяют заказчику делиться даже обобщенной информацией о своей инфраструктуре, и это понятно. В таких случаях вендор старается выстраивать взаимодействие максимально аккуратно, без избыточного запроса данных, но при этом он понимает: чем больше информации удастся согласовать, тем точнее и быстрее пройдет внедрение или решится проблема. Когда у заказчика уже выстроена зрелая ИТ-инфраструктура, а у вендора есть надёжное решение, именно открытый и доверительный диалог подготовленных профессионалов становится тем связующим элементом, который делает процесс внедрения гладким, а использование продукта эффективным и комфортным. Источник: https://www.cnews.ru/ Другие новости Space:
|