Корпоративные WLAN – это минимум переговоров, минимум действий, максимум результата12 июля 2004 г.Елена Покатаева
ПРАЙМ-ТАСС БИТ продолжает публикации, посвященные обсуждению различных аспектов развития технология WiMAX. Общий обзор состояния вопроса был представлен в публикации о 9-й ежегодной конференции БЕСЕДА. Свою точку зрения на практическую применимость технологий Wi-Fi и Wi-MAX высказывает Виталий Басов, технический директор компании Rinet, крупнейшего Интернет-провайдера Новосибирска, предоставляющего услуги беспроводного доступа в диапазоне 5 ГГц. С В.Басовым беседовала Елена Покатаева. Е.П. Как Вы думаете, каким образом сегодня можно получить реальную экономическую пользу от применения точек доступа /hot-spot/ сетей беспроводного доступа Wi-Fi? В.Б. Мне кажется, что реальную пользу от хот-спотов можно получить при использовании их в корпоративном секторе. Например, в крупных организациях, располагающих крупными складскими площадями, в которых автоматизирована выдача товаров. Когда идет большой оборот товаров, организации остро необходима оперативная связь бухгалтерии, которая выписывает накладные, со складским комплексом. Крупные склады подчас занимают площадь несколько квадратных километров, а рабочие перемещаются по ним на автокарах. Такой организации экономически выгодно, чтобы рабочий в режиме реального времени получал информацию, в какой отсек отправиться, какой груз забрать и к какому выходу его доставить. Чем быстрее эта информация будет доставлена исполнителю, тем быстрее пройдет обслуживание клиента, тем большее количество заявок клиентов сможет обработать склад. Это реальный экономически обоснованный вариант использования хот-спотов. Причем, его можно реализовать разными способами. Либо владелец склада сам занимается установкой и эксплуатацией хот-спота. Либо поручает это оператору местной беспроводной сети, который выполняет установку и наладку оборудования, программного обеспечения, а также занимается техническим обслуживанием системы. Е.П. Почему такие решения до сих пор не нашли широкого распространения, ведь системы WLAN активно развиваются у нас уже немало лет? В.Б. Миниатюрные, так называемые, наладонные, достаточно недорогие ПК, которые легко связываются с корпоративной сетью, появились не так давно. Сегодня работник может иметь при себе такое небольшое устройство, на которое непосредственно поступают данные. Ему уже не нужна голосовая связь. Точно так же, отгрузив товар, он считывает штрих-код и отправляет форму в бухгалтерию или службу доставки. Минимум переговоров, минимум действий, максимум результата. Е.П. А как Вы относитесь к активно обсуждаемой идее использования хот-спотов в отелях? В.Б. Если в отель люди приезжают отдыхать, вряд ли они будут проводить время в Интернете. А бизнес-посетители еще более ответственно относятся к своему времени – они скорее его проведут на встречах и переговорах, раз уж приехали в другой город или другую страну, чем в Интернете. Более реально использовать для организации хот-спотов поезда или самолёты, где человек довольно продолжительное время находится в ограниченном пространстве и может спокойно воспользоваться доступом в Интернет. В самих аэропортах и вокзалах нет необходимого количества пассажиров с ноутбуками, которым срочно нужен доступ в Интернет. Деловые люди /основной потребитель данной услуги/, которые умеют считают деньги и время, сокращают время пребывания в аэропорту до минимума. Е.П. Может быть, эту технологию можно использовать для недорогой массовой "интернетизации" населения? В.Б. Она может быть недорогой для потребителей, но не для оператора. Ведь оператор должен, как минимум, довести канал до точки доступа, организовать транзит трафика. Кроме того, если мы говорим о коммерческом применении, должен быть организован биллинг. Оператор должен предусмотреть меры пресечения незаконных подключений. В Интернете уже сегодня можно найти списки точек в Москве и других городах, откуда можно осуществить несанкционированное подключение – подъехать на автомобиле с ноутбуком и бесплатно скачать фильм. Решение всех этих задач ложится на плечи оператора, организовывающего хот-спот. Его затраты будут настолько высоки, что рассчитывать на прибыль он сможет только при очень больших потоках абонентов или высокой стоимости услуги. Е.П. Большие потоки Интернет-пользователей могут быть в вузах и университетах. Может быть, там заняться организацией хот-спотов? В.Б. Приведу пример. У нас в Новосибирске расположен один из крупнейших в России Университет путей сообщения, в нём обучается большое количество иностранных студентов. Мы изучали там возможность развёртывания хот-спотов. Они вузу не потребовались. Обычной локальной сети, проброшенной по общежитию, оказалось достаточно: розетки с доступом в Интернет в каждой комнате – и студенты вполне довольны. Студенческий городок – это компактная фиксированная структура, которой, по большому счету, не требуется мобильность. Этой структуре лучше соответствует фиксированная кабельная разводка – недорогое решение, выгодное, с точки зрения использования инфраструктуры. Один студент уехал, вместо него приехал другой и пользуется той же самой розеткой. А если мы поставим хот-спот, он будет загружен только во время занятий, а во время летних каникул будет висеть мертвым грузом на шее оператора. Е.П. Хочется увидеть какие-нибудь социально-полезные возможности использования хот-спотов. В.Б. Пожалуйста – медицинские учреждения. Хот-споты очень удобны для организации врачебных обходов. У каждого врача – небольшой КПК, куда он заносит оперативные сведения о больных во время обхода. Они сразу поступают в единую базу данных больницы. Те же самые устройства – у врачей, проводящих исследования. Кроме того, в лечебных учреждениях сегодня широко используются различные электронные приборы, снабженные датчиками, которые должны передавать данные службе мониторинга. В некоторых случаях, например, при суточном кардиомониторинге, эти устройства создают большой трафик. Для таких ситуаций хот-спот – прекрасное решение. Для наблюдения за потоком поступающих данных достаточно медсестры. Ее задача – увидеть отклонение в состоянии больного и сообщить врачу. Е.П. Как Вы думаете, можно ли использовать хот-споты для реализации еще одной из идей – создания публичных точек доступа в Интернет в отдаленных уголках страны? В.Б. Не думаю. Взять хотя бы наш Сибирский регион. В небольших населенных пунктах с населением до 10 тыс жителей уровень жизни настолько низкий, что говорить о наличии у жителей 20-долларовой карточки Wi-Fi можно только при очень развитом воображении. Там, действительно, проще сделать что-то на базе почтового отделения, как это планирует "Почта России". А в более крупных городках уже получили развитие Интернет-клубы. Арендуется помещение, и оно занято с утра до позднего вечера: школьники, студенты, взрослые – все приходят туда, если нужен доступ в Интернет. Эта форма организации публичного доступа очень подошла к нашим условиям. Поскольку поток посетителей там большой, в этот Интернет-клуб можно подвести хороший проводной канал, обеспечивающий высокое качество передачи, вплоть до онлайновых игр – в этих клубах постоянно собираются любители сетевых игр. Таким образом, Интернет-клубы обеспечивают 90% потребностей посетителей Интернета – по оценкам аналитиков, 90% подписчиков доступ в Интернет нужен для игр, неформального общения и коммуникаций. Сравните с этой точки зрения Интернет-клубы на базе проводных коммуникаций с хот-спотами. Коммуникации /обмен электронной почтой/ – есть. Качественная поддержка онлайновых игр – нет. Поиск информационных ресурсов хот-спот тоже не сможет обеспечить на должном уровне, для серфинга в Интернете нужен хороший канал. Мне нужно, чтобы странички быстро загружались, я мог быстро отбрасывать ненужные. Хот-спот не сможет "переварить" такую большую загрузку. Пять–десять человек займутся поиском реферата на сайтах с "тяжёлым" контентом или просмотром фотоизображений – и считайте, что хот-спота у вас нет. Остается только коммуникативная функция. Однако услуги сотовых операторов постоянно развиваются, а цены снижаются. Сегодня проще позвонить по телефону или отправить SMS, чем добираться до хот-спота, чтобы отправить электронное сообщение. Тем более, что есть серверы конвертации SMS в e-mail и обратно. Е.П. Как же можно определить рыночную нишу технологии Wi-Fi? В.Б. Она оказалась между двух огней. С точки зрения мобильности, удобнее сотовая связь. С точки зрения производительности – проводные коммуникации. Исходя из этого, массовый рынок для нее закрыт. Остается корпоративное использование. Упомяну еще одно применение хот-спотов, о котором мы не говорили – оснащение связью временных площадок, например, залов, где проводятся выставки, ярмарки. Стенды участников мобильные, для каждой выставки они монтируются заново. Фиксированной конфигурации стендов нет, значит, прокладывать провода невыгодно. Хот-спот – это оптимальное решение вопроса. Разворачивается быстро: установил базовую станцию и раздал участникам Wi-Fi-карточки, которые уже авторизованы. Зона действия хот-спота ограничена границами помещения, так что чужие воспользоваться услугой не смогут. В таком варианте использования выигрышной оказывается мобильная составляющая хот-спота – оборудование легко развернуть, затем собрать и перенести на новое место. Может быть, этот вариант может пригодиться в армии: быстро развернуть оперативную связь на время учений или в зонах стихийных бедствий в интересах МЧС. Можно пофантазировать еще на тему применения хот-спотов, однако, как это ни прискорбно, Россия пока достигла массового охвата населения только в области сотовой связи. Оказалось, что стоимость телефона на уровне 40 – 60 долл и нынешние тарифы – это то, что может себе позволить массовый российский потребитель. Для того чтобы перейти на ноутбуки или КПК с Wi-Fi, нужно эти цифры увеличить на порядок, а это делает такую технику связи недоступной для большинства наших сограждан. Информацию о хот-спотах надо доносить не до населения, а до корпоративных потребителей, которые не знают, какими новыми возможностями может обеспечить их технология Wi-Fi. Е.П. Значит, надо призвать действующих операторов сетей стандарта IEEE 802.11 обратить внимание на корпоративный сегмент как потенциальных потребителей хот-спотов? В.Б. Им надо этим заняться более активно. Ведь что сейчас получается? Действующие операторы городских сетей 2,4 ГГц боятся массового появления публичных точек доступа, поскольку их воздействие на сети операторов трудно контролировать. А если строить хот-споты для конкретных организаций, то можно просчитать нужные параметры радиоподсистемы таким образом, чтобы граница хот-спота проходила по границе помещения организации. Важен профессиональный подход. Если выполнить работы грамотно и профессионально, точка доступа и работать будет надежно, и никому не будет мешать. Е.П. Как Вы расцениваете возможности практического применения технологии Wi-MAX? В.Б. О практическом применении, на мой взгляд, пока говорить рано. Стандарт практически принят, однако готовых устройств на рынке нет. Как они будут выглядеть и сколько будут стоить, сегодня не понятно. Есть некая математическая модель и множество разговоров, но практически опробовать нечего. Надо подождать год–другой. Оператор выступает потребителем кем-то произведенного оборудования, и мы вступаем в игру, когда это оборудование реально появляется на рынке. На более раннем этапе наше участие в обсуждении имеет смысл, если бы производители будущего оборудования спросили у нас, какие требования мы выдвигаем к их оборудованию, и постарались сделать его максимально приближенным к нашим пожеланиям. Это означает, что сейчас надо бы провести исследование рынка беспроводных сетей, только не в одной Москве, а по всей России. Выяснить, сколько средств операторы готовы инвестировать в новую инфраструктуру. Действующего оператора всегда интересует цена вопроса. Пусть новая технология будет самой красивой и удобной, но если цена базовой станции или абонентского комплекта будет слишком высока, оператор ее не купит. Вполне может случиться так, что результат разработок будет очень красивым, но не по карману. Кстати, для этих целей совсем не обязательно организовывать дорогостоящее рыночное исследование. На конференцию БЕСЕДА собирается практически все операторское сообщество беспроводных сетей России, достаточно опросить участников конференции. Каждый может дать оценку того, какие услуги и когда будут востребованы в конкретном регионе. Заодно можно сверить представления поставщиков о требуемой и реальной дальности действия оборудования. Реклама, конечно, нужна. Но, как известно, реклама способна обеспечить только до 30% успеха в продвижении интеллектуальной продукции. Если производители сделают замечательное оборудование, которое подходит только для 5% рынка, никакая реклама не поможет. Несколько настораживает, что Intel в этих разработках вступает в непривычную для себя область. Уровень протоколов, математика – это то, что компания умеет делать хорошо. Но ведь эти разработки должны идеально состыковываться с радиоподсистемой, а диапазон 5-6 ГГц требует учета особой специфики построения и монтажа радиомодулей, дешевым это оборудование сделать вряд ли получится. Но то, что я сказал, следует рассматривать, как некоторые умозрительные комментарии к докладу о концепции. Давайте вернемся к этому разговору через год. Тогда можно будет сказать что-то, более определенное. Источник: ПРАЙМ-ТАСС БИТ.
Другие новости Wireless:
|