Дистрибутор серверного, сетевого
и телекоммуникационного оборудования
Наш телефон:
+7 495 789-65-65

Поддержка VoIP в Definity

avaya

TCP/IP телефония в Definity

На современных сетях связи все большую популярность обретают решения, связанные с передачей голосового трафика по TCP/IP сетям. Поддержка протоколов IP-телефонии становится столь же важной характеристикой станции, как и поддержка таких традиционных телефонных протоколов, как R1.5 или E&M.

Немного истории

IP-телефония в Definity появилась в версии 7. Реализованная на базе конструктива MAP-D возможность связи поверх IP-сети между двумя Definity представяла собой т.н. "фазу 1" поддержки IP-телефонии - поверх IP-транспорта ни с чем кроме себя самого не совместимым способом эмулировался транк с сигнализацией ISDN PRI.

"Фаза 2", соответствующая Definity R8, позволяла подключать реализованные в виде программ на PC абонентские IP-телефоны и обеспечивала поддержку одного из основных стандартов IP-телефонии, а именно H.323. Основной целью этого этапа следует считать переход к стандартным протоколам - что позволило обеспечить определенную интероперабельность между IP-интерфейсом Definity и интерфейсами возможных ее соседей по гетерогенной сети связи.

С появлением сервисной платы кодеков TN2302AP и аппаратных телефонов 46 серии (рис. 1) наступила третья фаза развития IP-телефонии в Definity. Трактовка кодеков как ресурсов системы (и соответствующим образом облегченная работа с IP-каналами), более простая в администрировании поддержка IP-абонентских мест, аппаратные IP-телефоны с полным набором функций обычных цифровых аппаратов - все это в комплексе позволяет говорить об IP-телефонии в Definity как о штатном режиме ее работы.

Технология

Рассмотрим немного подробнее структуру IP-телефонных решений на базе Definity.

Прежде всего следует обратить внимание на тот факт, что для IP-телефонного соединения необходимо два разнофункциональных потока данных. Первый - это собственно голос, поток данных, несущий в себе закодированный и сжатый голосовой сигнал. Основную долю трафика занимает именно этот поток. Второй - поток управления - незначителен по сравнению с голосовым и содержит управляющую соединением информацию.

В Definity эти два потока разделены и терминируются на различных платах. Поток управления создается и контролируется платой C-LAN TN799C, а оцифрованый и сжатый голос - непосредственно платой кодеков TN2302AP. Обе эти платы имеют Ethernet-порт, но нагрузка на эти порты, как и производительность плат, достаточно сильно различается. DSP-процессоры TN2302AP могут обслуживать 64 (32, если с компрессией) одновременных разговора, C-LAN же в состоянии поддержать управляющие потоки для более чем пятисот (и при этом его задачи в системе отнюдь не ограничиваются таковой поддержкой).

Как следует из вышесказанного, необходимыми для поддержки IP-телефонии на Definity являются обе платы - как TN799C, так и TN2302AP. Помимо этих плат, для функционирования IP-транспорта необходимы соответствующие программные лицензии, разрешающие станции активировать заданное количество IP-абонентских или транковых каналов. Эти лицензии существуют на 1, 12 или 30 портов, раздельно для IP-транковых (межстанционных) и для IP-абонентских подключений, причем абонентские IP-порты могут быть активированы только в ECS конфигурации.

IP-транки

Транковые порты - это порты межстанционных соединений, используемые для связи Definity с соседними телефонными станциями. IP-транк в исполнении Definity совместим с рядом оборудования третьих фирм, включая Cisco и Dialogic (более подробно об испытаниях на совместимость можно прочитать в разделе "Лаборатория IP-телефонии" на нашем сайте). Если предположить, что Ваша станция связана по IP с тремя соседними, на каждую из которых нужно поддерживать не менее 8 одновременных соединений - то для такой конфигурации Вам потребуется лицензия на 24 IP-транковых порта. Такую лицензию можно составить из двух 12-портовых лицензий, но следует проверить по текущему прайс-листу, не окажется ли выгоднее купить 30-портовую лицензию.

IP-абоненты

Абонентские IP-подключения к Definity бывают трех видов.

Первый и самый простейший - это использование какого-либо H.323 клиента, например, Microsoft NetMeeting. Функциональность такого окончания будет сравнима с функциональностью обычного аналогового телефона. В реальных условиях подобное подключение применяется достаточно редко, но в целях совместимости сбрасывать со счетов эту возможность все же не стоит.

Второй, несколько более продвинутый - Road Warrior (рис. 2). Данный режим подключения предполагает передачу как голосового трафика, так и управляющих данных через IP-транспорт. Программа SoftPhone, выполняющая роль клиентского окончания, предоставляет пользователю набор функций цифрового телефона, дополненный рядом сервисов из области простейшей компьютерной интеграции: расширенной записной книжкой, языком скриптовой обработки и т.д. В этом же режиме работает с Definity и аппаратный IP-телефон 46 серии. Данная схема подключения не требует никакого иного транспорта, кроме IP-канала до центральной станции, но при этом предъявляет к этому каналу достаточно жесткие требования.

Третий, заметно более интересный - это Telecommuter (рис. 3). В этом режиме клиентская программа SoftPhone использует описанную выше раздельность каналов управления и передачи голоса, передавая по IP только управляющую информацию для эмуляции цифрового телефона и работы функций компьютерной интеграции, и используя для передачи голоса обычную телефонную сеть. Подключаясь в этом режиме, абонент с помощью SoftPhone по IP-сети сообщает станции Definity номер своего местного телефона, и в дальнейшем пользуется этим телефоном, как если бы пользовался обычным цифровым аппаратом.

Работу этого способа подключения проще понять на примере.

Допустим, некий сотрудник компании отправлен в командировку, в ходе которой ему необходимо иметь доступ к внутренней корпоративной телефонной сети. Для этого в обслуживающей данную компанию станции Definity создается внутренний телефонный номер, например, 333, описанный в настройках станции как Telecommuter. Сотрудник, добравшись до места назначения, подключает к Интернету свой ноутбук и с помошью программы SoftPhone сообщает станции - "я нахожусь по телефону +7-812-212-85-06". С этого момента и до отключения соединения SoftPhone со станцией Definity будет перенаправлять входящие звонки с номера 333 на номер +7-812-212-85-06, причем звонок на этот номер будет сопровождаться выводом на виртуальный дисплей SoftPhone информации о вызывающей стороне. Более того, получив такой звонок, сотрудник имеет возможность связать его в конференцию с кем-то еще, переадресовать, поставить на удержание - нажимая для этого те же кнопки, что и на обычном цифровом телефоне, только не рукой на аппарате, а мышкой на экране компьютера.

Предположим, начальник нашего сотрудника хочет получить от него некий отчет. Он набирает 333. Звонок раздается на аппарате +7-812-212-85-06, одновременно с этим вызов индицируется программой SoftPhone, которая выводит на экран имя и номер телефона начальника. Сотрудник, видя, кто ему звонит, снимает трубку, происходит разговор, в ходе которого у сотрудника может возникнуть необходимость что-то уточнить или проверить верность своих предположений. Разумеется, его гостиничный телефон не позволяет работать в многолинейном режиме, но зато это позволяет делать SoftPhone - и при необходимости подключить к своему разговору кого-то из коллег вышеупомянутый сотрудник с легкостью может это сделать.

Узлы IP-телефонии

Исторически сложилось, что одним из основных применений IP-телефонии на российских сетях связи является предоставление относительно дешевой междугородней и международной связи. Реализуется данный сервис за счет существования множества крупных и мелких узловых станций, который объединены в сети с помощью IP-транспорта. Каждый из таких узлов собирает входящий трафик с местной сети, преобразует его в IP и перебрасывает по IP-сети на другие такие же узлы; трафик же, входящий со стороны IP-сети, преобразуется в голос и отправляется по назначению средствами традиционной местной телефонии.

Фактически такой узел является простейшей станцией с IP-транком на борту. Соединяясь с городской сетью одним-двумя Е1 (а небольшие узлы нередко обходятся и несколькими городскими входящими линиями), он с помощью IP-транка соединен с сетью IP-телефонного оператора. Рассмотрим подробнее, что именно входит в конфигурацию типового узла IP-телефонной связи на базе Definity, связанного с местной сетью одним потоком Е1.

  • Процессорный кабинет СМС R9. Очевидно, что без него станция работать не сможет.

  • Лицензия на станционное ПО, программа для администрирования станции, комплект документации. Необходимые приложения к процессорному кабинету.

  • Плата TN2464 и кабель к ней. Интерфейс Е1. Входящий из городской сети Е1 подключается именно к этой плате.

  • Плата TN2302AP. Плата кодеков для преобразования голосового сигнала. Перекодирует голосовой сигнал из внутристанционного представления в один из нескольких поддерживаемых в IP-телефонии стандартов. Необходимый компонент IP-транка.

  • Плата TN799C. C-LAN. Управляет соединениями на сети IP-телефонии. Необходимый компонент IP-транка.

  • Лицензия на 30 портов IP-транка. Необходимый компонент для работы IP-транка.

Вышеописанный узел, состоящий, помимо процессорного кабинета, из трех плат и одной лицензии, вполне способен выполнять функции узла IP-телефонии и поддерживает до 30 одновременных соединений.


Другие новости Avaya:

  • 1 июля 2022 г.

    AVAYA объявила о датах июльских вебинаров, на которых эксперты компании расскажут, как позиционировать преимущества решений Avaya OneCloud, как открыть новые возможности для получения дохода, как узнать больше о специальных акциях и программах. Вебинары адресованы специалистам по продажам и предпродажной подготовке партнерских компаний. Язык мероприятий - английский

  • 5 апреля 2022 г.

    Присоединяйтесь к мероприятиям AVAYA и получите последние обновления решений, узнайте больше о тенденциях рынка и возможностях использования всех преимуществ облачных решений компании

  • 21 марта 2022 г.

    Специалисты Учебного центра продолжают создавать образовательный контент. 29 марта - 01 апреля авторский учебный курс «Avaya Aura Session Manager и протокол SIP. Базовое администрирование». Протокол SIP и его практическая реализация на базе приложения Avaya Aura Session Manager https://comptek.ru/learning/courses/avaya_sip.html